Что такое ремень ГРМ? Почему автопроизводители рекомендуют менять комплект ГРМ

Ремень ГРМ – важный элемент газораспределительного механизма. Он синхронизирует работу распределительного и коленчатого валов двигателя. В случае обрыва ремня распределительный вал останавливается, а коленчатый продолжает вращаться, что приводит к «встрече» поршней и клапанов. Последствия столкновения зависят от конструкции двигателя – в лучшем случае владелец просто заменит ремень, в худшем – будет вынужден провести капитальный ремонт или замену мотора. Рассмотрим, почему может порваться приводной ремень газораспределительного механизма, а также особенности и тонкости процесса замены. pompa-VW-20.jpg

Как проверить состояние ремня ГРМ

Подобные вопросы обычно возникают после приобретения автомобиля с пробегом. Данную процедуру рекомендуется выполнить при любых обстоятельствах – даже если продавец уверяет, что ремень ГРМ меняли на прошлой неделе. grm-20.jpg Чтобы оценить состояние ремня, необходимо снять защитный кожух. Обратите внимание – данная процедура требует частичной разборки двигателя, независимо от марки и модели автомобиля. После этого можно визуально оценить степень износа, проверить натяжку и осмотреть поверхность на предмет трещин, отслоений, следов технических жидкостей, а также механических повреждений. remen_grm_1.png Большинство специалистов, профессионально занимающихся ремонтом и обслуживанием автомобилей, уверены, что для правильной оценки степени изношенности ремня его необходимо снять. С другой стороны, после проведения работ по частичной разборке двигателя целесообразно установить новый ремень, даже если состояние старого не вызывает опасений. Дело в том, что все операции, предусмотренные регламентом обслуживания механизма газораспределения, были выполнены, и поэтому экономить на замене ремня точно не стоит. remen_grm_2.png При самостоятельной проверке начинающие автолюбители не учитывают, что в современных двигателях ремень газораспределительного механизма вращает не только коленчатый и распределительный валы, но и водяной насос, который, как и любая другая деталь автомобиля имеет ограниченный срок службы и нуждается в периодической замене. К наиболее распространенным проблемам с помпами относят:
  • Нарушение герметичности – обычно возникает при естественном износе резиновых уплотнений или в случае использования некачественного антифриза. В результате утечек охлаждающая жидкость, проникает в подшипник, вымывая смазку, что негативно влияет на продолжительность работы. Кроме того, снижение уровня антифриза препятствует нормальной работе системы охлаждения. Несвоевременное решение проблемы способно привести к перегреву мотора.
  • Заклинивание подшипника – моментально ведет к обрыву ремня ГРМ со всеми вытекающими последствиями. Помпа может поймать клин при чрезмерной натяжке ремня, в случае утечки антифриза, а также в результате естественного износа.
  • Износ крыльчатки – крупная неприятность, поскольку данная часть помпы обеспечивает циркуляцию антифриза по малому и большому контуру охлаждения. В результате износа лопастей водяного насоса двигатель начинает перегреваться, что при несвоевременном вмешательстве приводит к серьезным последствиям – вплоть до капитального ремонта.
remen_grm_3.png Таким образом, при проверке состояния привода газораспределительного механизма будет не лишним проверить, и при необходимости заменить водяной насос двигателя.

Срок службы ремня ГРМ

Конструкция приводных ремней совершенствуется с каждым годом. Сейчас существуют модели, способные работать в масляной ванне, что раньше считалось невозможным. Причем первая модель подобного ремня была разработана в 2007 году компанией DAYCO. Он заменил цепной привод ТНВД популярного дизельного двигателя «Duratorq lynx», который устанавливали на автомобили марки Ford. NEW
Комплект ремень ГРМ DAYCO KTB296 Купить
Срок службы ременного привода зависит от марки автомобиля, мотора и даты производства. Рекомендованную периодичность замены указывают в технической документации для каждой модели. Показатели зависят не только от пробега автомобиля, но и от продолжительности работы самого ремня. Дело в том, что даже самые качественные синтетические материалы имеют склонность к старению – со временем прочность и эластичность постепенно снижается, что негативно влияет на эксплуатационные свойства привода. NEW
Комплект ремня ГРМ CONTITECH CT1028WP3 Купить
Также необходимо обращать внимание на сопроводительную документацию приобретаемых запчастей – не исключена ситуация, когда гарантированный производителем срок службы ремня не совпадает с периодичностью замены, рекомендованной автомобилю. NEW
GATES K015603XS Купить
Прогнозировать срок службы ремня достаточно сложно – необходимо учитывать, что он работает в условиях значительных механических нагрузок и высоких температур. Кроме того следует помнить, что контакт с техническими жидкостями существенно сокращает срок службы, и увеличивает вероятность внезапного обрыва ремня.

Почему рвется ремень ГРМ

remen_grm_4.png Основные причины обрыва ремня ГРМ:
  • Несоблюдение правил эксплуатации – указанная производителем периодичность замены появилась не из воздуха. Рекомендованные интервалы замены основаны на многочисленных испытаниях, которые в обязательном порядке проводят перед серийным выпуском двигателей. Нарушая регламент, владелец автомобиля рискует исправностью транспортного средства.
  • Использование деталей низкого качества – на отечественном рынке запасных частей можно встретить множество подделок, имитирующих известных производителей. Подобные ремни изготавливают в кустарных условиях из сомнительных материалов, поэтому качество исполнения желать лучшего.
  • Неисправность роликов или помпы – данные элементы вращаются с помощью роликовых подшипников, от состояния которых зависит работа газораспределительного механизма. Даже незначительное подклинивание способно сократить срок службы приводного ремня в несколько раз, ввиду повышенного сопротивления и силы трения.
  • Контакт с техническими жидкостями – они агрессивно воздействуют на материал приводного ремня, нарушая целостность структуры. При попадании бензина, дизельного топлива, антифриза, масла или тормозной жидкости на поверхность, рекомендуется незамедлительно заменить ремень. Даже продукция ведущих производителей, выполненная из качественных материалов, не способна выдержать контакт с техническими жидкостями. В лучшем случае, высокий запас прочности позволит добраться до ближайшей станции технического обслуживания.
  • Попадание под зубья ремня ГРМ инородных предметов – такая ситуация возможна при обрыве или расслоении ремня генератора. Обрывки попадают под защитный кожух и наматываются на привод, что может привести перескоку зубов или соскальзыванию ремня.
  • Особое внимание необходимо обращать на состояние шестерен коленчатого и распределительного вала. Многие автолюбители забывают проверить состояние данных деталей, причем совершенно напрасно. У изношенных шестерней меняется модуль зуба, что увеличивает нагрузку на приводной ремень в процессе эксплуатации, сокращая срок службы.

Замена ремня ГРМ

Замену приводного ремня рекомендуется выполнять на станциях технического обслуживания, сотрудники которых выполняют работы в соответствии с рекомендациями производителей автомобилей. Альтернативный вариант – специалист с автомобильным образованием и опытом выполнения аналогичных работ. В этом случае необходимо позаботится о приобретении специального инструмента и литературы – правил технического обслуживания и ремонтов автомобиля конкретной марки. Также необходимо учитывать, что обращаясь к частным специалистам сомнительной квалификации, владелец автомобиля не получает гарантию на выполненные работы. Ремень ГРМ – важный элемент автомобиля, который требует особого внимания. Попытки сэкономить незначительную сумму на замене могут привести к серьезным последствиям, включая дорогостоящий капитальный ремонт двигателя.

Самые известные производители

Для продолжительной работы газораспределительного механизма необходимо использовать ремни, произведенные ведущими производителями, которые имеют свои исследовательские центры и занимаются разработками ремней под конкретные модели автомобилей. К признанным лидерам данной отрасли относят следующие бренды:
  • Dayco – американская компания, которая занимается проектированием и производством приводных систем для легковых и грузовых автомобилей, а также специальной и строительной техники.
  • Contitech – один из крупнейших производителей приводных ремней для легковых автомобилей, коммерческого транспорта и автобусов. Продукция компании отличается высокой степенью защиты от подделок.
  • Gates – ведущих производитель приводных ремней и других резинотехнических изделий из США. Компания выпускает продукцию для автомобильной отрасли и промышленного оборудования.

Профилактические меры

Как бы банально это не прозвучало, но своевременное обслуживание и соблюдение правил эксплуатации – залог нормальной работы всех узлов и деталей автомобиля, включая ремень ГРМ. Кроме того, необходимо использовать качественные запасные части и комплектующие, выполненными проверенными производителями. Как показывает практика, причиной обрыва ремня способен стать даже некачественный антифриз. На СТО достаточно часто притягивают автомобили, у которых причиной обрыва ремня ГРМ стала охлаждающая жидкость – антифриз разъел уплотнения водяного насоса и попал на привод, что и привело к расслоению.